Сообщество практики или сообщество обмена знаниями – Community of Practice, термин введенный Этьеном Венгером [Wenger E., 1988] обозначает общественное образование, члены которого вовлечены в совместную деятельность и общение является необходимым условием их сотрудничества. В своей книге Венгер рассматривал такое сообщество на примере служащих медицинской регистратуры. Они встречаются не только на рабочем месте, обмениваются советами, рассказывают случаи из своей повседневной практики. Наверное, выбрав этот пример, Венгер хотел подчеркнуть тот факт, что такие сообщества могут возникать на любом поле. Для каждого конкретного поля существуют свои виды деятельности. Эти виды деятельности и обсуждаются внутри сообщества. Приятный разговор с незнакомцем может доставить массу удовольствия и привести к интересным открытиям, но никогда не приведет к созданию сообщества. Члены сообщества обмениваются знаниями, которые они смогут использовать в своей деятельности. В данном случае пространство содержательных действий совпадает с пространством обсуждений.
Так, члены шахматного клуба, совместно анализирующие запись шахматной партии, в дальнейшем смогут использовать полученные в ходе обсуждения знания.
Сотрудники, обсуждающие в ходе неформального обеда возможности новой версии программного обеспечения, после обеда будут использовать этот программный продукт и те знания, которыми они обменялись в ходе обеда.
Члены научного общества, на заседании которого обсуждается статья, помогут автору статьи внести необходимые дополнения и пояснения и под воздействием обсуждения внесут коррективы в свои собственные работы. Дискуссия между членами сообщества имеет непосредственное отношение к событиям, происходящим внутри сообщества, и его новым объектам – книгам, картинам, статьям и т.д. Обсуждение события оказывает существенное влияние на дальнейшие события и сам обмен знаниями может приобрести статус события. Например, не только работа Ваннавера Буша “As we may think” является научным событием и содержательным документом, но и конференция по поводу 50-летия со дня публикации этой работы является событием научной жизни, а материалы дискуссий являются содержательным документом.
Существует различие между сообществом и организацией. В отличие от более официальных структур, в сообществах обмена знаниями важна деятельность, а не формальные механизмы. Люди остаются в сообществах не потому, что должны, а потому что хотят получать знания и обмениваться знаниями. Сообщества существуют внутри формальных организаций, внутри таких образований как семьи, церкви, различные общественные движения. Хотя сообщества могут действовать и внутри организаций и рабочих групп, но они создаются без приказов и указаний. Принадлежность к сообществу требует определенного уровня знаний по предмету, который объединяет членов сообщества. Общая компетентность в предмете выделяет членов данного сообщества от других людей и членов других сообществ.
Составные части сообществ обмена:
- Область знаний. Область знаний задает общую почву для взаимодействия, формирует своеобразие сообщества, побуждает членов сообщества участвовать в общей деятельности и вносить свой интеллектуальный вклад в развитие сообщества.
- Сообщество людей, которые интересуются этой областью знаний.
- Общая деятельность и реальные задачи, с которыми сталкиваются все члены сообщества.
Из материалов soobshestva.ru
|