Воодушевленная успехом Second Life в 2006-м году небольшая группа программистов-энтузиастов создала открытую программную библиотеку (libsecondlife), позволяющую создавать на ее основе собственных клиентов-ботов для подключения к серверам Second Life. Спустя год на основе этой библиотеки стартовал международный проект, получивший название Open Simulator (открытый симулятор, сокр. OpenSim). Цель проекта – создание открытой технологической платформы для построения 3-х мерных виртуальных миров, аналогичных Second Life. Принцип открытости проекта (платформа распространяется в открытом исходном коде по лицензии BSD) позволяет любому желающему загрузить программное обеспечение и создать на выделенном сервере или локальном компьютере свой виртуальный мир, к которому могут подключаться другие пользователи.
В основе проекта OpenSim лежит технология распределенной сети серверов – GRID, позволяющая объединять сервера OpenSim в единую виртуальную вселенную. Очевидно, данная технология (или ее аналоги) позволят в ближайшем будущем создать некий трехмерный аналог современного веба – 3-х мерный Интернет. В качестве web-серверов будут выступать сервера OpenSim, в качестве службы DNS – центральный GRID-сервер. Подобно переходам по гиперссылкам в www пользователь будущего Интернета будет перемещаться по островам трехмерного мира, создаваемого и поддерживаемого его обитателями
Какие же возможности совместной работы предоставляет существующая реализация OpenSim? Сервер OpenSim обслуживает один или несколько участков виртуальной земли (регионов, симов) и может быть запущен как отдельно (standalone mode), так и в составе сети серверов (grid mode). В качестве клиента для подключения к серверу OpenSim может использоваться клиент популярной on-line вселенной Second Life (существуют и другие, в т.ч. открытые клиентские приложения).
Подключенные к серверу пользователи представлены в мире в виде своих 3-х мерных визуальных образов - аватаров. Аватары могут передвигаться по виртуальной земле пешком, по воздуху и по воде самостоятельно или с помощью средств передвижения (автомобили, самолеты, корабли и пр.). Аватары могут взаимодействовать друг с другом или с другими объектами, обладающими "физическими” свойствами. "Физическое” поведение объектов внутри мира определяется серверным программным обеспечением, реализующим определенную физическую модель. Реализация физической модели позволяет сделать мир более реалистичным. Так, например, сброшенный с горы шар, обладающий физическим свойством и имеющий массу, будет катиться вниз до тех пор, пока не встретит на своем пути какое-либо препятствие. Физическая модель так же не позволяет аватарам и другим физическим объектам проникать сквозь другие физические объекты, например, стены. Однако, разрушить какой-либо объект или убить аватара в виртуальном мире OpenSim не получится.
Пользователи OpenSim могут создавать различные 3-х мерные объекты, состоящие из одной или нескольких элементарных частей - примитивов. К примитивам относятся кубы, шары, пирамиды и др. Пользователи могут импортировать объекты или текстуры из других программ и обмениваться ими в виртуальном мире.
К возможным сферам применения OpenSim можно отнести:
* 3-х мерный чат
* Многопользовательские игры
* Виртуальные представительства организаций (офисы, образовательные учреждения и др.)
* 3-х мерное моделирование
* Моделирование физических процессов
* Ландшафтный дизайн
* Многое другое